Исцеление заболеваний Практикуя самосовершенствование, вы можете заболеть по следующим причинам: из-за ложного созерцания ума и счета дыханий, что может привести к дисгармонии в игре 4-х стихий; неправильного контроля над телом, дыханием и умом, наносящего вред здоровью. Если ум правильно контролируется в медитации, то все 404 болезни будут исключены (каждая из 4-х стихий: земли, воды, огня и ветра – ответственна за 101 болезнь). Вы должны знать происхождение болезней и методы их лечения посредством контроля ума во время сидения в Дхьяне. Нужно уметь поставить точный диагноз и знать методы лечения. а) Диагноз заболевания. Несмотря на большое число заболеваний, они не выходят за пределы двух факторов: состояние 4 стихий и 5 внутренностей. Метод Чжи и здесь подробно рассматривает по порядку заболевания, вызванные избытком в теле стихий земли, огня, воды и воздуха, а также неправильной работой сердца, печени, легких, желудка и почек. Есть 3 различные причины заболеваний: чрезмерное или недостаточное состояние 4 стихий и 5 внутренностей; вредное вмешательство призраков и духов; влияние Кармы. Заболевания легко устранить, если лечить с самого начала. б) Лечение заболеваний. После правильного диагноза примените определенный метод лечения. Их много, но лишь 2 целесообразны – Чжи и Гуань. Лечение посредством Чжи. Как следует применять метод Чжи для лечения заболеваний? Сказал Учитель: "Лишь фиксируя ум на больном месте, можно излечить болезнь". Почему? Потому что ум ответствен за награды и наказания во время жизни. Он подобен царю, от которого на площади разбойники бегут во все стороны. Другой Учитель сказал: "На расстоянии дюйма ниже пупка находится Удана, называемая Дань Тянь (Тэндай по-японски; резервуар Жизненного Начала, которое может быть превращено в Эликсир Жизни, согласно Даосам). Если ум определенно зафиксирован там, то со временем все заболевания могут быть излечены". Третий Учитель сказал: "Если во время ходьбы, стояния, лежания и сна ум зафиксирован на подошвах ступней, то все болезни будут излечены". Почему? Потому что болезни вызваны 4 стихиями, порядок которых нарушен из-за ума и его познавательной способности, которая плавает, следуя внешним причинам и приводя 4 стихии в беспорядок. Если ум зафиксирован внизу, то 4 стихии не будут поражены, что устранит все заболевания. Четвертый Учитель сказал: "Если все вещи (Дхармы) рассматривать как нереальные и несуществующие и не думать о заболевании, то всякое расстройство прекратится в состоянии тишины, и многие заболевания будут искоренены". Почему? Потому что расстроенный ум возбуждает 4 стихии и производит болезни. Если ум спокоен и находится в счастливом состоянии, то все заболевания исчезнут. Вималакирти Нирдеша Сутра гласит: "Откуда возникают заболевания? Из привязанностей к внешним причинам. Как это обрезать? Поняв, что ум ничего не выигрывает от этого". Если Чжи практикуется правильно, все болезни будут искоренены. Лечение посредством Гуань. Один Учитель сказал: "Лишь представьте себе мысленно свой думающий ум как поражающий болезни посредством какого-либо из 6 методов дыхания". Это лечение посредством Гуань. 6 дыханиями являются: короткий выдох (пыхтение – короткое и быстрое продувание холодного дыхания, чтобы прогнать заболевание дуновением); изгоняющее, выталкивающее дыхание (слышимый выдох, исторгающий дыхание, похожее на выстрел, разряд); кричащее (слышимый выдох, исторгающий дыхание, похожее на выстрел, имеющий прогоняющий характер); вздыхающее (слышимый выдох теплого дыхания, выражающий облегчение); смягченно-умеренное (медленный смягченный выдох теплого дыхания); тихое (тонкое дыхание для гармонизации тела и ума). Это – дыхания, приходящие изо рта и выходящие непрерывно, чтобы прогнать все болезни. Поэтому существует станс: "Все мудрецы знают, что вдох исцеляет сердце; Пыхтение – почки; Выдох лечит желудок, и тихое дыхание – легкие; Смягченное умеренное дыхание охлаждает жар в печени, Тогда как несварение желудка прекращается криком". Чжи И цитирует подробно другого Учителя, перечислившего 12 новых типов дыхания и соответствующие заболевания, каждое из которых излечивается одним из этих дыханий. Сказано: "Если визуализация эффективна, то может излечить любую болезнь". Например, если человек страдает от лихорадки с ознобом, нужно мысленно представить огонь, поднимающийся в теле, и он освободится от холода. Этому учит Самьюктагама Сутра (Трактат по абстрактной медитации, одна из четырех Агам), содержащая 72 тайных метода визуализации. Сказано еще: "Только примени Чжи Гуань для исследования и анализа всех болезней, вызванных 4 стихиями, потому что эти заболевания не могут быть найдены ни в теле, ни в уме, и вы находитесь на пути к выздоровлению". Существуют различные методы лечения болезней. При эффективном применении Чжи Гуань ни одна болезнь не устоит. Но в настоящее время корни человека очень неглубоки, и эти методы не практикуются должным образом; поэтому они забыты. Поскольку люди не следуют даосскому методу развития Жизненного Начала и воздержания от зла, чтобы не впасть в ересь, они употребляют лекарственные травы и минералы, которые также могут лечить болезни. Но не такой даосской практике учил Лао-Цзы. Если болезни причинены вредным влиянием демонов, то для их преодоления ум нужно укреплять повторением Мантр. Если болезни вызваны кармическим влиянием, то больной должен покаяться и культивировать свое поле благословенности (моральные действия), выкорчевывая эти болезни. Если мы понимаем только один из этих 2-х путей, то можем практиковать его эффективно для нашего собственного блага, а также учить ему других. Насколько же будет лучше, если оба пути будут хорошо поняты и осуществляться! Если мы не знаем их, то не сможем лечить наши болезни и будем вынуждены отказаться от Дхармы, а наши жизни будут в опасности. Как же тогда мы сможем практиковать Дхарму и учить ей других? Поэтому в практике Чжи Гуань мы должны понимать в совершенстве методы лечения болезней при помощи нашего внутреннего ума. Методы многочисленны, и понимание их зависит от индивидуальной ответственности; как же можно их описать? Далее, ментальное лечение болезней во время медитации должно включать 10 благодетельных и существенных свойств: веру, практику, упражнение, неотклонение, различение причин болезней, надлежащий подход, длительную выносливость, способность удерживать и отбрасывать заботы и сознавать препятствия. Что такое вера? – Вера в тот метод, который может излечить болезни. Что такое практика? – Практика метода согласно требованию обстоятельств. Что такое упражнение? – Упражнение в правильной практике вплоть до выздоровления. Что такое неотклонение? – Ум в тесном согласии с этим методом без отклонения от него даже на мгновение. Что такое различение причин болезни? – Различение, как написано выше о диагнозе. Что такое надлежащий подход? – Правильное дыхание и искусная визуализация для выздоровления. Что такое длительная выносливость? – Если практика не дает немедленного выздоровления, то ее следует продолжать непрерывно, невзирая на время. Что такое способность удерживать и отбрасывать? – Это означает, что в тонком состоянии ума, сосредоточенного на лечении болезни, все вредное должно быть отброшено. Что такое забота? – Это искусное различение и избегание всех расстраивающих причин. Что такое сознание препятствий? – Ничто полезное не должно быть легкомысленно открыто другим; до того, как метод оказался вредным, не должно быть ни недоверия, ни критики его. Если эти 10 существенных требований выполнены, выздоровление от болезни обеспечено. ☯ Лю Гуань Юй «Секреты китайской медитации»